Летом 1885 года недалеко от подмосковного города Воскресенска собралась на дачах группа молодежи. «Веселый и беззаботный смех не смолкал порою с утра до вечера... Выходило как-то так, что даже из всякого пустяка, из какой-нибудь ловли карасей или прогулки за грибами создавалось что-то полное удивительно молодого веселья», - писала Мария Павловна Чехова. А дурачились и веселились ее братья Антон и Николай и молодой художник Исаак Левитан, только что закончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Антон Павлович написал как-то: «У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее...» Что же подразумевалось под этим определением? Гений Левитана развивался не на пустом месте. Русская школа пейзажа прошла уже большой и яркий путь. Его учителями были А.К. Саврасов и В.Д. Поленов, привившие своему ученику любовь к русской природе. Важнейшей вехой на творческом пути Левитана были его поездки на Волгу. На его полотнах и гордая хмурость волжской непогоды («Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «После дождя. Плес»), и извечная тема незыблемости природы («Над вечным покоем»), и умиротворенность тихой жизни на волжских берегах («Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон» ...). Завершением великой песни о Волге, сотворенной кистью Левитана, стало полотно «Свежий ветер. Волга».
Антон Павлович написал как-то: «У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее...» Что же подразумевалось под этим определением? Гений Левитана развивался не на пустом месте. Русская школа пейзажа прошла уже большой и яркий путь. Его учителями были А.К. Саврасов и В.Д. Поленов, привившие своему ученику любовь к русской природе. Важнейшей вехой на творческом пути Левитана были его поездки на Волгу. На его полотнах и гордая хмурость волжской непогоды («Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «После дождя. Плес»), и извечная тема незыблемости природы («Над вечным покоем»), и умиротворенность тихой жизни на волжских берегах («Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон» ...). Завершением великой песни о Волге, сотворенной кистью Левитана, стало полотно «Свежий ветер. Волга».
«Свежий ветер. Волга» Художник Исаак Левитан |
В начале 90-х годов, в «хмурые годы» царизма, в творчестве художника появляются ноты протеста против социального гнета. Его затаенные думы нашли свое впечатляющее отражение в картине «Владимирка». Пейзаж полон внутренней тревоги: будто висит над этой дорогой кандальный звон, перезвяк цепей, которыми были скованы осужденные на сибирскую каторгу. Написать такую картину в годы реакции было гражданским подвигом.
«Владимирка» Художник Исаак Левитан |
Последние годы XIX века стали последними годами жизни Исаака Левитана. Нарастающий общественный подъем, пробудившиеся надежды на лучшее будущее четко прослеживаются в полотнах уже тяжело больного художника. «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» - сколько солнца, воздуха в этих полотнах!
«Золотая осень» Художник Исаак Левитан |
Неоконченным осталось последнее создание мастера – «Солнечный день. Озеро» - гимн величию родины.
«Солнечный день. Озеро» Художник Исаак Левитан |
Комментариев нет:
Отправить комментарий