«Сцена из XVII столетия»
... Близится к закату короткий зимний день. Последние лучи заходящего солнца вызолотили вершины деревьев и гряды кучевых облаков, заставили искриться снег на тесовых крышах, причудливыми узорами расписали стену могучей посадской башни. Почувствовав тепло приближающейся весны, не спешат расходиться по домам прохожие. Расписной красный возок боярина медленно тащится по узкой улочке, оставляя глубокие колеи в рыхлом, ноздреватом снегу, изъеденном темными проталинами. Отступив к тыну, поспешно стащил с головы шапку седой старик в порыжевшем армяке. Испуганно прижалась к плечу деда молоденькая девчушка в тулупчике ... Картина носит весьма условное название «Сцена из XVII столетия».
Старая, допетровская Русь. Песенно-сказочная, приправленная красочным вымыслом, - именно такой предстает она на полотнах самобытного русского художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873 - 1954). Расцвет его таланта падает на начало нынешнего века, когда в живописи, литературе, театре, музыке велись поиски новых форм выразительности, нового художественного языка, который соответствовал бы тревожному, полному предчувствий грядущих перемен времени. Не остался в стороне от этих поисков и Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов.
Родившись в глуши Тамбовской губернии, в семье малоземельного крестьянина Силы Горюшкина, таскавшего с бурлацкой ватагой тяжелые баржи вверх по Оке, детские и юношеские годы он провел на Волге, в Саратове. Ему не было и пяти лет, когда, оставшись круглым сиротой, он был взят на воспитание дальними родственниками - мещанами Сорокопудовыми (отсюда и двойная фамилия). Судьба не баловала мальчика. Свои первые «университеты» будущий художник проходил в приюте, где пробыл четыре года, в «людях» у купца Кузьмина и наконец «мальчиком при буфете» на волжских пароходах.
Позже, учась в Академии художеств, Горюшкин неоднократно совершал поездки в Ростов Великий, Торжок, Суздаль, Углич, где без устали писал монастыри, многоцветные главы соборов, уносящиеся в небо звонницы и плещущуюся у их монументальных стен повседневную жизнь. В своих работах он стремился как можно вернее передать богатство чистых, звонких красок, которое так характерно для художественной культуры Древней Руси.
Горюшкина-Сорокопудова привлекали патриархальный быт народа, красота русской природы, древнерусского зодчества. Ему нравились зрелищность, декоративность, нарядность - все, в чем он видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Широкую популярность принесли художнику историко-жанровые произведения, репродукции с которых в начале века регулярно публиковались в журналах «Нива», «Солнце России», «Столица и усадьба». Так, например, картина «Плач Ярославны», выставленная в Италии, была удостоена «Гран-при». Эти пленительно-яркие, самобытные полотна, наполненные радостью бытия, не оставляли зрителя равнодушным.
В 1908 году Горюшкин покинул чиновный Петербург, где после окончания Академии преподавал школе Общества поощрения художеств. Поселившись в Пензе, он занял должность старшего преподавателя местного художественного училища. Отдавая много сил педагогической деятельности, Горюшкин с неослабным рвением колесил по селам и городкам губернии, внимательно присматриваясь к жизни и обычаям русских крестьян, а также мордвы, татар; изучал и зарисовывал их своеобразные национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы все основные его произведения: «Базарный день в старом городе», «Сцена из XVII столетия», «Князь Игорь», «Солнце на лето - зима на мороз» и многие другие. Воспевая старую Русь, ее обряды и обычаи, Горюшкин, как и его собратья по искусству С. Иванов, А. Рябушкин, Б. Кустодиев, А. Васнецов, И. Билибин, способствовал развитию интереса народа к своей истории древней культуре.
Горюшкин-Сорокопудов любил пейзаж, в основном зимний. Русская зима воспринимается на его исторических полотнах как нечто национально-своеобразное и типичное: обветшалые крепостные и монастырские стены, покрытые голубоватым инеем деревья, утонувшие в сугробах покосившиеся избы, над которыми парят золоченые и синие купола церквей. К немногочисленным так называемым «чистым» пейзажам следует отнести полотно «Зима». Оно выполнено в Ивановке, усадьбе, которую Горюшкин приобрел под Пензой. Здесь он проводил большую часть свободного от преподавательской работы времени. Здесь принимал своих учеников, ведя беседы о задачах искусства, о роли и месте художника в жизни.
Таким он и предстает перед нами на автопортрете 1910-х годов. Цепким, изучающим взглядом из-под насупленных бровей смотрит он на зрителей. Два десятилетия спустя шестидесятилетний мастер вновь напишет свой портрет. Напишет на том же месте: в саду, на фоне дома. Но перед нами уже иной человек. Неумолимые годы наложили отпечаток на его лицо: покрылся глубокими морщинами высокий лоб, выбелились борода и пышные усы и взгляд из-за стекол очков стал мягче, мудрее. Но крепкая рука по-прежнему уверенно держит кисть. Автор не случайно ввел эту деталь в композицию. Творить для него значило жить. Даже в самые трудные годы лишений и гонений он продолжал работать. Сохранились картины, выполненные на записанных портретах и фанере, на оборотной стороне законченных произведений, рисунки, сделанные на грубой оберточной бумаге.
Минули десятилетия. Но интерес к творчеству И.С. Горюшкина-Сорокопудова год от года все возрастает. Сегодня в Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого, директором которой он был с 1942 по 1947 год, открыт его мемориальный музей. Это закономерно, ведь в Пензе прошла большая часть жизни мастера, здесь хранится самое значительное в стране собрание его произведений - свыше полутора сотен картин, портретов, эскизов, рисунков, гравюр.
В залах воссоздана обстановка жилых комнат с мебелью, выполненной по эскизам Горюшкина еще до революции, в Финляндии. На фотографиях художник в различные годы жизни: в семейном кругу, в мастерской, дома за шахматами, среди учеников и преподавателей Пензенского училища. Есть среди них и совершенно уникальная, запечатлевшая художника в старинном боярском костюме. Снимок сделан 22 июня 1941 года в Ивановке. В экспозиции находятся также книги, черновики выступлений перед учащимися, удостоверение депутата городского Совета, свидетельства о награждении художника орденом Трудового Красного Знамени и о присвоении звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», письмо, присланное ему из действующей армии в декабре 1941 года Г.К. Жуковым. На большом рабочем столе с резными фигурами львов вместо ножек - фотография, на оборотной стороне которой надпись: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову. Илья Репин. 1913, 30 апр.».
Комментариев нет:
Отправить комментарий